Игорь Арефьев, начальник управления электронной коммерции Альфа-Банка

Клиенты сегодня продолжают пользоваться традиционными платежными картами, но все чаще активно используют их в связке со своими мобильными устройствами

 

Какие тенденции наблюдаются на российском рынке электронных платежей? Готов ли российский рынок к внедрению NFC-технологий? Заинтересован ли малый бизнес в приобретении mPOS-решений? На эти и другие вопросы отвечает Игорь Арефьев, начальник управления электронной коммерции Альфа-Банка.

Каковы основные тренды в электронной коммерции, на которые сегодня ориентируется Альфа-Банк в развитии своих дистанционных сервисов?

И. Арефьев: Основная тенденция, которую можно наблюдать в сфере электронных платежей, заключается во все возрастающей популярности мобильной коммерции. Клиенты продолжают пользоваться традиционными платежными картами, но все чаще используют их в связке со своими мобильными устройствами – смартфонами и планшетами. Исходя из этих соображений, приоритетным направлением развития электронной коммерции сегодня для нас является мобильный эквайринг. Не секрет, что полтора года назад Альфа-Банк полностью отказался от наземного эквайринга, сосредоточившись на продвижении электронных услуг. Что необходимо для их успешного развития? Прежде всего – технологии, гарантирующие, что при работе с банком клиент будет сталкиваться с минимальным числом отказов при стандартном объеме осуществляемых операций. Позиционируя себя как поставщика услуги интернет-эквайринга, банк должен предложить будущим партнерам самостоятельно разработанные версии мобильного приложения, мобильного сайта и интернет-сайта, а также обеспечить стопроцентную безопасность проведения онлайн-транзакций. В качестве примера успешной реализации интернет-эквайринга можно привести сотрудничество Альфа-Банка и крупнейшей энергосбытовой компании – Мосэнерго-сбыта, клиенты которой могут оплачивать электроэнергию дистанционно, при помощи своих банковских карт. Кроме того, в рамках предоставляемого сервиса, для проведения платежа клиенты могут и позвонить в call-центр со стационарного телефона, чтобы продиктовать свои данные, сумму платежа и реквизиты банковской карты (без CVV2/CVC2). При этом такой способ оплаты – через call-центр – абсолютно безопасен, т. к. у оператора в этом случае имеется возможность дополнительной аутентификации плательщика.

По вашим оценкам, насколько велик сегодня оборот транзакций e-commerce в России и какова позиция банка на данном рынке?

И. Арефьев: В 2012 оборот международных платежных систем Visa и MasterCard по направлению е-commerce в России составил сумму порядка 6 млрд долл. Из этого объема операции на сумму в 2,4 млрд долл. были обработаны Альфа-Банком, который развивает данное направление начиная с 2000 года. Общий оборот интернет-банка «Альфа-Клик» в 2012 г. составил 260 млрд руб. По нашим данным, на сегодняшний день общее количество клиентов, использу-ющих услуги интернет-банкинга, составляет более 2,6 млн человек.

Как вы оцениваете перспективы российского рынка mPOS? На какую целевую аудиторию рассчитан проект «Альфа-Pay» с Pay-Me и Билайн? Можно ли уже говорить о степени его эффективности?

И. Арефьев: Первые mPOS-терминалы появились в России в прошлом году. Что касается упомянутых вами сервисов, то 23 сентября 2012 года в Москве, на отраслевой конференции «IT в ритейле» компания Pay-Me продемонстрировала торговым предприятиям первые тестовые транзакции по картам Visa. Через месяц состоялся и коммерческий запуск проекта. На сегодняшний день число ТСП, использующих данный сервис, достигло нескольких сотен. Таким образом, судя только по нашему опыту, российский рынок mPOS является очень перспективным, и можно предположить, что в ближайший год-полтора он будет окончательно сформирован и поделен между игроками.